Информатизация образовательного процесса в лицее
Расширение глобального информационного поля и фантастическая скорость обновления информации предъявляет особые требования и к современному выпускнику.
Способность к восприятию и переработке информации, самообразованию и самоорганизации позволяет повысить эффективность образования как процесса формирования информационного потенциала. Однако подобный способ организации учебного процесса требует соответствующего уровня подготовки не только от учеников, но и от учителей-предметников, которые должны быть готовы к подобного рода, деятельности.
Но реалии современного общества таковы, что:
– с одной стороны, владение навыками пользования компьютером уже подразумевается для современного человека наряду с умениями читать, писать и считать, а в ряде организаций у вас просто не примут никакой документ, если он не оформлен в электронном виде;
– а с другой стороны, дома имеют компьютеры половина населения, и на работе не всегда к компьютерам есть полный доступ, и, как следствие, большая часть населения не владеет навыками пользования компьютером в достаточной степени.
Опыт работы лицея № 45 показал, что уровень информационной культуры и навыков владения компьютером, выработанных на уроках информатики у большинства лицеистов, полностью соответствуют заданным целям. Совершенно иная картина наблюдалась в педагогическом коллективе, причем не только нашего учебного заведения. Учителя-предметники зачастую отстают от уровня владения информационными технологиями даже в той мере, в которой ими владеют их ученики, а некоторые из учителей и вовсе не имеют необходимых навыков работы на компьютере. Но курс, выбранный нашим лицеем, направлен на углубленное изучение современных информационных технологий и применение их в организации образовательного процесса.
Для того чтобы преодолеть это противоречие, мы и решили создать у нас в лицее условия, основной целью которых является повышение эффективности процесса обучения и воспитания благодаря внедрению современных компьютерных технологий. Это возможно осуществить через деятельность учителя на уроке, путём повышения интереса к предмету изучения, смены нескольких видов деятельности, лёгкости восприятия учебного материала, самостоятельной работы учащихся, соответствия средств обучения современным стандартам на уроке и во внеурочной деятельности. В целях достижения намеченной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
- повышение эффективности творческой работы педагогов и учащихся;
- активизация учебно-воспитательного процесса;
- получение возможности проведения нетрадиционных современных видов уроков и внеклассных мероприятий;
- облегчение труда педагогов и учащихся;
- автоматизация всех уровней школьной работы и каталогизация информативных средств лицея и его базы данных;
- замена множества видов технических средств обучения на компьютерные технологии;
- внедрение передовых педагогических технологий;
- обучение компьютерной грамотности педагогического коллектива школы и учащихся на всех ступенях обучения;
- получение доступа к новейшим методическим и дидактическим разработкам, нормативным документам, информационным массивам данных, периодике, художественной литературе посредством глобальной компьютерной сети Интернет;
- получение возможности публикации своих разработок, статей и проектов в электронном виде;
- получение возможности электронного тестирования и контроля;
- получение возможности обратной связи с родителями, руководящими структурами и т. д.
Для их осществления была проделана большая пропедевтическая работа, которая морально подготовила педагогический коллектив к тому, что современная жизнь требует внесения определенных корректировок в профессиональную деятельность каждого. Позитивные сдвиги в проблемном вопросе не заставили себя долго ждать - у большинства учителей появилось желание изучить компьютер и освоить современные компьютерные технологии, касающиеся образования. К общей идее все шли разными путями: некоторые, «более смелые» учителя стали посещать курсы операторов ЭВМ, другие воспользовались услугами друзей и родственников, а для основной части педагогического коллектива в каникулярное время были организованы компьютерные курсы в кабинетах информатики нашего лицея. Позднее более «продвинутые» педагоги прошли выездные краткосрочные курсы повышения квалификации по применению информационных технологий в своих предметных областях. По мере необходимости и сегодня проводятся консультации учителей по разъяснению специфики работы с новинками компьютерных технологий и мультимедийных программ. Периодически обновляется и пополняется перечень всех имеющихся в лицее программных продуктов, которые учителя-предметники могут использовать на своих уроках.
На сегодняшний день 98% наших учителей владеют современными компьютерными технологиями, 95% из них систематически применяют их в организации и проведении уроков, внеклассных мероприятий, а также при подготовке к ним. Материально-техническая база лицея, и без того неплохая, продолжает обновляться и пополняться. Выигранные в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" два миллиона рублей (2006г. и 2008г.) позволили подняться нашему лицею в оснащенности компьютерной техникой на еще более высокую ступень. В лицее два современнейщих компьютерных кабинета. Автоматизированы рабочие места не только администрации, бухгалтерии, секретаря и вахтера, но и в каждой учебной аудитории, помимо персонального компьютера на учительском столе, установлены или интерактивные доски, или мультимедийные проекторы с экранами, позволяющие вести процесс обучения на качественно новом уровне. В читальном зале библиотеки лицея организованы компьютеризированные рабочие места для всех желающих поработать с имеющимся мультимедийным образовательным программным обеспечением по изучаемым предметам, а также воспользоваться ресурсами глобальной сети Интернет.
Сегодня оснащенность средствами компьютерных и сетевых технологий нашего лицея является одной из лучших в крае. Имеются два мощнейших сервера, один из которых обеспечивает работу всех подключенных к нему локальной сетью компьютеров с доступом к высокоскоростной линии Интернет, а второй – файл-сервер, содержит в себе образы обучающих программных продуктов, используемых учителями для организации учебно-воспитательного процесса. Всего в лицее установлено и используется в работе 63 компьютера, что определяет соотношение - на 1 персональный компьютер приходится 9 учащихся (ниже представлена схема локальной сети лицея).
На базе программно-аппаратного комплекса " NetШкола" построено единое информационное пространство лицея. Оно не только объединяет все компьютеры, установленные в зданиях по средствам локальной сети (с доступом каждого компьютера, находящего в ней, к скоростной линии Интернет), но и обеспечивает с помощью интерактивной плазменной панели, установленной в фойе лицея, доступ для каждого участника образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) к электронным базам данных, к автоматизированной подготовке отчетной документации за учебные периоды, к ведению и просмотру электронных классных журналов. В стадии разработки находится идея о тесном взаимодействии с родителями учащихся посредством SMS-дневников.
Немаловажным аспектом развития информатизации современной школы и процесса повышения уровня обучения в ней является внедрение информационных технологий и в органы ее управления. Администрация лицея также заинтересована в повышении собственного уровня освоения компьютерной техники, использовании автоматизированных компьютерных систем и ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет. Так, в управление образовательным процессом широко используется уже не первый год компьютерный комплекс «Хронограф: редактор расписания» для составления и корректировки школьного расписания. Не стоять на месте и двигаться вперед дает возможность различная экспериментальная и новаторская работа коллектива. К примеру, лицей является муниципальной экспериментальной площадкой по теме: "Сетевое взаимодействие как эффективное средство укрепления сотрудничества участников образовательного процесса", (с 2007г.) экспериментальной площадкой ЗАО "Новый диск" (г.Москва, с 2008г.) по апробации программного обеспечения, разрабатываемого в образовательных целях, а также тесно сотрудничает с ООО "Microsoft-RUS" (г.Москва, с 2010г.) по экспериментальной работе в апробации технологии "Microsoft Mouse Mischief".
Официальный сайт лицея, появившийся на свет (в 2005г.) первым среди образовательных учреждений города силами наших "продвинутых" выпускников, в муниципальном конкурсе "Лучший сайт общеобразовательных учреждений г.Кропоткина-2007" стал победителем. А в 2011 году сайт лицея вошел в "ТОП-100 лучших школьных сайтов" во Всероссийском конкурсе, проводимым НОУ ВПО "Российский открытый университет" и издательством "Просвещение". Доступ к ресурсам сайта в режиме on-line для всех "жителей" лицея организован также по средствам интерактивной плазменной панели, установленной в фойе первого этажа.
Накануне 1 сентября 2011 года лицей № 45 стал одним из победителей краевого конкурса и вошел в число 51 Базовой школы края. Коллектив лицея получил право на ведение дистанционного обучения детей-инвалидов, учащихся из малокомплектных сельских школ и одаренных детей района. Нашими дистанционными учениками стали 13 ребят с ограниченными возможностями здоровья, проживающими на территории Кавказского района. Им было установлено все необходимое для обучения оборудование и организовано подключение к сети Интернет.
С 1 сентября 2014 года по решению Министерства образования и науки Краснодарского края наш лицей вошел во Всероссийский эксперимент по апробации электронных учебников в числе 4 образовательных организаций края. Данный эксперимент проводится на крупнейшей в России платформе агрегации электронных учебников "Азбука", концепцией которой является обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материальногоположения семей обучающихся. В рамках эксперимента задействованы 8 и 10 классы, учащимся которых открыт персональный доступ в системе для работы с электронными учебниками.
В целом развитие направления компьютеризации и информатизации образовательного процесса лицея № 45, начатое еще в 2004, году проходит вполне успешно: видны ощутимые результаты. Отсюда можно сделать вывод, что компьютеризация процесса обучения является ещё одним заметным шагом на пути развития и совершенствования современного образования.
Елена Евсегнеева,
директор лицея № 45.