газета "Лицеист", 18 февраля 2008 года
авторы: Е.Ю.Панфилова, Е.Н.Хожбекян
Участие МОУ «Лицей № 45» города Кропоткина в реализации приоритетного национального проекта «Образование» позволило не только улучшить материально-техническую базу, но и содержание образования. Как отметил в своем докладе на августовской конференции начальник управления общего и профессионального образования Юрий Владимирович Евсегнеев, сегодня в управлении школой резко возрастает роль общественных объединений, таких, как Попечительские советы и Советы школ. Родительское сообщество - это колоссальная созидательная сила, способная серьезно влиять на общественное мнение.
Есть такой Совет и в лицее № 45. С первого дня своего существования он принимает активное участие в управлении лицеем, разработке стратегии его развития, вырабатывает тактику достижения целей и задач, наблюдает за текущей деятельностью учреждения и за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает качество образования.
С 1 сентября 2007 года лицей № 45 является краевой «пилотной» школой по апробации новой модели оплаты труда педагогических работников. Совет лицея с большим интересом отнесся к этому нововведению и стал активно участвовать в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда между работниками лицея. При непосредственном участии Совета лицея было разработано «Положение о распределении стимулирующей (надтарифной) части фонда оплаты труда работников МОУ «Лицей № 45», в соответствии с которым на ежемесячных заседаниях происходит обсуждение достижений учителей и, по представлению директора, утверждается список педагогов достойных материального вознаграждения. По рекомендации Совета лицея к отраслевым наградам представлены два педагога лицея: В.Е. Воробъева награждена «Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ» и Н.Ф. Вергизова получила звание «Почетный работник общего образования». Также Советом лицея была выдвинута кандидатура учителя Т.Н. Лащилиной для участия в конкурсе «Лучших учителей», проводимом в рамках ПНПО.За время работы Совета лицея в 2008 году, помимо текущих вопросов и распределения надтарифного фонда оплаты труда работников лицея, были рассмотрены и частично изменены критерии оценки деятельности педагогов, принятые в первом полугодии. Особое внимание, на взгляд членов Совета лицея, необходимо обратить на следующие критерии: «Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий» и «Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности». Каждому преподавателю Советом лицея предложено начать работу по подготовке своего профессионального портфолио для систематизации педагогических достижений, уровней повышения профессиональной квалификации, накопления научно-методических разработок и так далее. Кроме того, на заседаниях Совета лицея заслушиваются отчеты директора Е.Ю. Панфиловой об основных направлениях и результатах образовательной и инновационной деятельности учреждения, рассматриваются и обсуждаются планы работы в 2008 году, присутствующие ознакамливаются с перечнями приобретаемого лицеем оборудования. Советом лицея даются рекомендации для деятельности педколлектива, так например, на недавнем очередном заседании, администрации лицея было предложено рассмотреть вопрос о расширении перечня дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых в лицее. Со стороны Совета лицея исходило обращение к родителям-спонсорам с просьбой об оказании содействия администрации лицея в работе по оборудованию танц-класса, который начнет свою полноценную деятельность в ближайшее время.
Внедрение и апробация эксперимента, которой занимается наш лицей, имеет, с точки зрения коллектива и представителей Совета лицея, положительный эффект, размер заработной платы педагогов значительно увеличен, а главное поменялись подходы к материальному оцениванию деятельности педагога. Работа учителя теперь оцениваться с точки зрения качества и результативности его труда, и именно от этих показателей зависит рост доходов учителя. Теперь педагог может сам влиять на уровень своего благосостояния. Раньше было «Чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь», а сейчас: «Чем лучше работаешь, тем выше зарплата». А работать в сорок пятой учителя всегда умели и умеют сейчас.
Несмотря на то, что данная деятельность накладывает на членов Совета лицея дополнительные общественные обязанности, связанные с тратой личного времени, каждый из них подходит к делу с полной ответственностью и пониманием проблемы. Очень важным является и тот аспект, что в Совет лицея входят не чужие и далекие люди, а непосредственные участники образовательного процесса (родители, многие из которых являются еще и выпускниками 45-ой, работники лицея и старшеклассники), т.е. те люди, которым не безразлична судьба любимого учебного заведения, кто не понаслышке знает о проблемах и нуждах школы, а главное желает ей процветания и всяческого благополучия. Именно такой Совет лицея действительно незаменимый помощник в жизни современной школы.