Огни Кубани № 99
7 сентября 2006 г.
Тамара Бажан,
Ольга Полещук
2006 год. Лицей № 45 номинирован управлением образования и науки г. Кропоткина на получение гранта президентского конкурса «Лучшие школы России».
НАЦидеи к НАЦпроекту
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбе государства на очередном историческом изломе редкий из российских правителей не искушался розыском «национальной идеи», которая сплотила бы народ, мобилизовала на ратный подвиг, сделала счастливым и богатым. Не случилось ни счастья, ни богатства, разве что у отдельных особей. Идеологию национального самоутверждения на «квасном патриотизме» не построить, любое фундаментальное строительство требует усилий, вложений и начинается с проекта. Лозунг «Даешь национальную идею!», похоже, потихоньку трансформировался в «Даешь национальные проекты!».
Реализация программ по здравоохранению, жилью и АКП невозможна без соответствующего «Образования». Иначе нацпроекты рискуют остаться лишь национальной идеей.
Аттестат с ОТЛИЧИЕМ
А между тем, проектом определены четыре насущных задачи: системные изменения в российском образовании, развитие институтов гражданского общества, становление современного менеджмента в системе образования и поддержка лидеров.
Для реализации этих задач правительством планировались закупки компьютерного оборудования, разрабатывались схемы конкурсной поддержки учителей и школ, государственная поддержка талантливой молодежи. При этом предусмотрено, что финансироваться будет не само учебное заведение, а его инновационные программы, направленные на углубленное изучение информационных технологий и их применение.
Но если это и есть национальный проект, то рождался он, несомненно, не в Министерстве образования, а в лицее № 45 и добрый десяток лет назад. Вместо тяжеловесного «Порядка конкурсного отбора» общеобразовательных учреждений края, лицей ввел свою изящную схему всего двух стандартов содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник - «ученик должен». И стандарт повышенной подготовки, который может выбрать способный ученик – «Ученик может».
Директор лицея, Юрий Евсегнеев: «Еще в 1992 году мы задумались над изменением модели выпускника. В нашем представлении выпускнику необходимо обладать экономическими и правовыми знаниями, чтобы адаптироваться к современным условиям развития общества. Именно поэтому мы выбрали два профильных направления при обучении старших классов: Математико-информационный и математико-экономический». Пришлось раскошеливаться: компьютерной техникой оснащаются кабинеты экономики для программного обеспечения предметов «Банковское дело» и «Компьютерное моделирование экономики и менеджмента», кабинет физики – для демонстрации интерактивных моделей физических опытов и использования интерактивных тренажеров. Но это только начало: директор лицея, не желая бегать по спонсорам с протянутой рукой, с головой бросается в рыночный «омут». На базе лицея он первый (и пока единственный) вводит платные образовательные услуги: курс развивающей информатики «Вундеркинд», курс английского языка и курсовую подготовку операторов ПЭВМ и секретарей-референтов. Для учащихся предпрофильных 9-х классов и профильных 10-х классов были введены курсы «для углубления получаемых знаний». За этой дежурной формулировкой на самом деле кроется методика, способствующая ликвидации пробела между программами средней и высшей школ: на занятиях ребята решают прикладные задачи, используют системы уравнений как модули реальных ситуаций, рассматривают алгебраические структуры и их применение на основе современных информационных технологий.
Что касается педагогов, то, увы, параллельно выявилась парадоксальная и малоприятная картина. Лишь каждый четвертый учитель владел навыками работы с компьютером, а компьютерные технологии на своих уроках использовали менее 1%. При этом уровень информационной культуры и навыков владения компьютером у большинства лицеистов был зачастую выше, чем у преподавателей. «Ларчик открывался» просто: подавляющая часть учителей может лишь мечтать о персональном компьютере. Поставили новую задачу: повышение компьютерной грамотности преподавательского состава, освоения ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет, чтобы каждый учитель мог использовать современные технологии для проведения уроков на качественно новом уровне. Сегодня доля учителей прошедших подготовку и применяющих компьютер в учебном процессе – почти 40%. Обидно только, что на курсы приходиться ездить в Краснодар, какой ни есть тройной урон: нерационально расходовать на гостиницу отпущенные на учебу средства, не каждый готов покидать семью на несколько недель, а главное, «жидкие» командировочные не покрывают личных расходов и так небогатых учителей. А ведь своя компьютерная база не уступает краевой.
Но жизнь показала, что знание экономики и информационных технологий без правовой базы мало что значит. Юрий Владимирович предлагает Российскому фонду правовых реформа сотрудничество, и его лицей становиться «пилотной» площадкой в проекте «Правовое образование в школе». Светлана Геннадьевна Евсегнеева, преподаватель экономических дисциплин, пять лет работала в Москве в проекте правового образования. Нынче во всех классах – с 1-го по 11-й, преподается право, и потому удается создать не только целостную систему образования, но и действенную систему воспитания.
В мае 2002 года директор лицея был приглашен на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы правового образования в контексте модернизации образования». «Эксперимент» имел блестящее завершение: на краевом конкурсе «Развитие личности учащегося через систему правового и гражданского образования и воспитания» лицею был присужден грант губернатора Кубани.
Однако в 2004 году коллективу лицея пришлось официально доказывать свою состоятельность. После участия во Всероссийском эксперименте по предпрофильному и профильному обучению, серьезным испытанием для педколлектива и учащихся стала очередная аттестация на подтверждение статуса лицея – учебного заведения с повышенным уровнем изучения предметов.
Даже неоднозначный ЕГЭ сослужил директору и его коллегам добрую службу: тест выявил не только уровень знаний учеников, но и оказался своеобразным критерием оценки применяемых методик обучения, выявил сильные и слабые стороны школьных программ и даже профессиональных качеств каждого преподавателя. Коллектив сам сделал работу над ошибками.
Государственная аттестационная комиссия провела контрольные работы во всех выпускных классах: на «традиционном» уровне – по математике, русскому языку, литературе, химии и биологии, и с особым пристрастием – по информатике и алгебра. Результат – один из лучших в крае: 4-е классы: русский язык и математика – 88,5%; 9-е классы: алгебра (повышенный уровень) – 100%, информатика (повышенный уровень) – 95,5%, химия – 100%, литература – 86,5%; 11-е классы: алгебра (по результатам ЕГЭ) – 100%, информатика (повышенный уровень) – 100%, русский язык – 97,1%, биология – 97%.
Пришлось департаменту образования и науки Краснодарского края «за высокий уровень и распространение передового педагогического опыта» наградить дипломом и цифровой видеокамерой.
Можно сказать, что учителя – Р.В. Айгинова, В.Н. Дубинская, В.В. Пехтерева, Ю.В. Евсегнеев, М.А. Вагнер, Т.С. Кахно, - и слаженно сработавший коллектив лицея, как и многие их ученики, получили аттестат с отличием.
А что главное?
Лицей № 45 давным-давно обжил Интернет, имеет собственный сайт –www.lyceum45.ru, - и демонстрирует на нем открытость, доброжелательность и интеллект. Странички «Беседки Опять 45» веселы и говорливы, ниже – весьма любопытный раздел – «Спроси директора». Спрашивают. Всегда отвечает. На форуме школьного сайта «толкутся» лицеисты, нынешние и бывшие, многие из которых сменили не только фамилии и городские адреса, но и страну пребывания. Используя натуральную тягу ребят к компьютерам и Интернету, разработчики сайта ненавязчиво «подсунули» функциональные ссылки и любой из так называемых «физиков» имеет возможность стать студентом Интернет-университета информационных технологий. А для «лириков-гуманитариев» - знаменитая Библиотека Мошкова, кому лень бежать в библиотеку – только «кликни» и книга на ладони.
Что отрадно, в лицее воспитывают, учитывая возраст школяров, постепенно поднимая планку сознательного «обживания» ими житейского мироздания. В гражданских качествах общими для всех учеников считают знание своих прав и обязанностей, долг и ответственность перед семьей и школой. Но если 1-4-х классах начинают с правдолюбия, то в 5-9-х классах учат иметь свое мнение и независимость убеждений. В 9-11-х задачи усложняют: активная гражданская позиция, умение ориентироваться в общественно-политической жизни страны, принципиальность, воспитание национального самосознания.
Нравственные качества: в 1-4-х классах уже прививают понятия чести, достоинства, взаимовыручки, а вот 5-9-классников учат милосердию, уважительному отношению к чужому труду, гуманизму. В старшеклассниках культивируют бескорыстие, самоуважение и доброжелательность. Для «общей культуры» первоклашкам достаточно иметь внешний опрятный вид, в 5-9-х классах приобщают к этикету и дают знание норм морали. Выпускник лицея ко всему должен постичь общечеловеческие ценности, культуру общения и умственного труда. Лицейские скрижали, одним словом.
И потому вполне логично, что в мае 2006 года лицей принял участие в президентском конкурсе «Лучшие школы России», получил грант президента России в один миллион рублей. Интеллектуальный и духовный капитал учеников и наставников собирался по крохам целых 12 лет.
Один пишем, ДВА В УМЕ…
Своего миллиона победитель пока еще в руках не держал: оборудование на 700 тысяч рублей ждут из края, а из муниципалитета – на 300 тысяч.
«Уважаемые коллеги, - перешел к самой интригующей части своей речи на августовском педсовете Юрий Евсегнеев, - вам, наверное, интересно узнать, на что лицей израсходует этот миллион? Увы, этот приятный процесс регламентирован очень жестко… Поэтому мы приобретем: два универсальных предметных кабинета и кабинет физики, оборудованных интерактивными досками, 15 системных блоков для модернизации компьютерной базы лицея, компьютерный сервер и два мобильных комплекта для использования цифровых ресурсов в образовательной деятельности – ноутбуки, мультимедийные проекторы, звуковые колонки и экраны».
Представляю, как кое-кто из коллег новоиспеченного «миллионера» вздрогнул от этого «Увы!». И без этой премии в кабинетах информатики лицея уже красовались Pentium-5, с жидкокристаллическими мониторами, функционировала ADSL (высокоскоростной Интернет), смонтирована система видеонаблюдения. «А дай, Вам волю, на что потратили бы миллион?» - интересуюсь. «Раздал бы учителям» - следует стремительный ответ. Затем смеется: «Вообще, каждому дал бы по миллиону, заслужили».
На фото Ольги Полещук:
-
Классный руководитель И.Ю. Назарова проводит урок гражданственности в 8 «А» классе.
-
М.А. Вагнер, преподаватель химии. В ее отремонтированном, обновленном кабинете совсем скоро будет установлена интерактивная доска.
-
Е.Ю. Панфилова, заместитель директора по информатизации образовательного процесса, учитель информатики.